Бехтум Фархун Шахсойж Зороастризм – древняя религия иранцев, сохранившаяся по настоящее время, несмотря на все трудности, сопровождающие ее историю в течение веков. Последователи этой древнейшей религиозной культуры сохранились в Иране и в Индии. Зороастрийцы Индии известны под названием Парс. Они переселились на Гуджаратский полуостров Индии в VIII веке нашей эры, после оккупации Ирана арабскими мусульманами и вследствие притеснений и преследований их иноверцами. Как преданные вере Зороастры, парсы забрали с собой и священную литературу зороастризма. Несмотря на то, что в Индии (в Гуджарате) они забыли язык предков и освоили местный гуджаратский язык, до сих пор бережно сохраняют свои древние обычаи религии зороастризма. Слово «гуджарат», по нашему мнению, происходит от талышского термина «кучерат», что означает - «квартал переселенцев». Парсы до своих переселений из Ирана, около ста лет проживали в Хорасанском кухистане, но, неизвестно где они жили до этого. Переселение парсов в Индию не было случайным, так как в Индии еще в домусульманское время маги основали храм солнца, где уже находились Зороастрийцы. В настоящее время многие зороастрийцы из Гуджарата переселились в большие города мира - в Тегеран (Иран), в Бомбей (Индия), и в др., тем самым опасность исчезновения последних носителей религиозной культурной традиции древнего доисламского Ирана остается в силе и они сами чувствуют и понимают эту проблему.
По проведенной в 1976 году статистической сводке верующих зороастрийцев в мире всего 129 тысяч человек, из них в Индии проживали 82 тысячи, в Пакистане 5 тысяч, 500 человек на Цейлоне (Шри Ланка), 25 тысяч в Иране, из которых около 19 тысяч проживают в Тегеране, 3 тысячи в Англии, Канаде и США, и 200 человек в Австралии. Небольшие их группы отмечены в Гонконге и Сингапуре. Зороастрийским общинам в Адене, Шанхае и Кантоне пришлось покинуть свои места жительства, когда они почти полностью потеряли все свое личное и общинное имущество. Известно, что в доисламское время в Йемене существовали иранские зороастрийцы. После 1839 года, когда страна Йемен стала английской колонией, в Аден зороастрийцы прибыли снова вместе с купцом зороастрийцем по имени Бикаджи. Здесь же в 1847 году была построена «Башня Молчания» и «Храм Огня» для верующих парсов, куда впускали только парсов. У входа было развешено даже специальное указания: ««Храм парсов». Вход разрешается только парсам».
Судьба зороастрийцев давно вызывала тревогу у наблюдателей – специалистов, один из которых пишет: «Наверное, наш век будет свидетелем того, как этот древний культ уйдет в прошлое». Однако никому не было дела до исправления их тревожного положения, хотя вопрос идет о судьбе носителей великих традиций древности, которым человечество во многом обязано. К сожалению, Иран – прародина зороастрийцев, к которому этот вопрос относится первым долгом, являясь теперь Исламской Республикой, признает их только религиозным меньшинством. И сегодня нет гарантии позитивного развития и сохранения последователей религии предков. Зороастрийцы Ирана не противопоставляют себя мусульманам и кроме некоторых незначительных нюансов, внешне между мусульманами и зороастрийцами Йезда и Кермана существенных различий не замечается. В Йезде пока сохранились их действующие и разрушенные храмы, где они могут соблюдать свои старинные обряды и обычаи. При этом, важно отметить, что зороастрийские общины считаются закрытыми для последователей других вероисповеданий, например, они даже не принимали в свою веру Ибрагима Пур-Давуда, - переводчика Авесты на персидский язык, поскольку он был мусульманином. Закрытость их общин проявляется еще в том, что бракосочетание у них происходит внутри общины.
На судьбу современных зороастрийцев негативно действует и то, что многие из молодежи по экономическим причинам покидают свои общины, переселяются в крупные города, уезжает в другие страны, далее не могут держать связь друг с другом, теряют связь со своей общиной. У зороастрийцев имеются свои филантропы, периодические издания, ячейки религиозных организаций даже в тех местах, где их всего 4 человека; они лишь стараются сохранить свои религиозные общины, но для пропаганды основ своей религии современными средствами общения не прилагают особых усилий, хотя у них для этого имеется экономические возможности. В современных условиях, когда все так быстро меняется, молодые женятся вне общины, покидают свои этно-религиозные общины, тем самым все больше увеличивается угроза исчезновения последнего очага этой древнейшей религиозной общины Зороастрийцев Ирана.
|