Вся эта информация о талышском народе известна уже лет двести, с начала этнографического изучения нашего народа, однако журнал не мог себе позволить рассказать своим читателям больше, чем сделал. И от безысходности, обусловленной этнополитикой правительства АР, допустил откровенную ложь, перемешанную с правдивыми фактами. То есть постарался извратить действительность. Так, например, газета "Толыши садо" начала издаваться до приобретения Азербайджаном независимости, а не наоборот.
В качестве примеров приведены не самые удачные, неграмотные примеры талышских текстов, которые являются искаженными и неоригинальными, а не так, как в оригинале: Ланкони роон речине Кучоныш равошине ...
Нельзя же пользоваться искаженными кем-то текстами известных фольклорных образцов! Это - неуважение к народному творчеству и талышской культуре!
В статье имеются и прямо противоположные реалиям высказывания о национальном самосознании талышей сложившемся издревле, задолго до присоединения северного Талыша к России, а не после появления государственности в Азербайджане и не после выхода Аз.ССР из состава СССР. Вероятно, что редакцией журнала "Ирс" были сделаны идеологические правки для того, чтобы придать некий демократический облик нынешнему азербайджанскому режиму, называемого сегодня душителем демократии и прав своих коренных народов. Чтобы убедиться в это, достаточно указать на факты ликвидации государственной регистрации Республиканского Центра Талышской Культуры и политическое убийство бывшего редактора "Толыши садо" Н.Х. Мамедова, на факт недопущения преподавания талышского именно там, где в нем есть острая необходимость - в городских и поселковых средних школах. То есть, читая статью в "ИРС"е, приходишь к выводу, что журнал старается показать негатив как позитив и приобретение, как благоволие к талышскому народу, а не факты проведения насильственной тюркизации и этноцида талышей. Впрочем, необходимо отметить, что никакие попытки приукрасить истинное лицо азербайджанского государственного шовинизма не могут скрыть настоящей его сущности ни от самих талышей, ни от других наций мира. Предлагаем статью так, как она отпечатана на сайте журнала "ИРС", без исправлений и редактирования:
Семейный быт талышей имеет ряд специфических черт. Однако социально-культурные связи с другими народами Азербайджана привели к тому, что некоторая замкнутость талышской семьи в значительной мере утратила былое значение, отозвавшись на процессы общественного развития в стране. Исторически у талышей получила развитие моногамная семья. Но в отличие от патриархальной семьи, характеризующейся сосредоточением собственности в руках мужчин и подчиненным положением женщины, единобрачная талышская семья характеризовалась относительным демократизмом. Женщина рассматривалась как полноправный член семьи и занималась не только домашними делами, но и полевыми работами. Соответственно, как сообщают источники, в прошлом талышские женщины играли важную роль в решении семейных проблем, нередко помогали советом мужьям. Об относительной самостоятельности талышских женщин говорит и тот факт, что многие из них не носили чадру и обходились без «йашмага».
Еще в конце XIX века среди талышей все еще сохранялись так называемые большие семьи («йолахизон»). Эти крупные семейные объединения по мере разрастания делились на кровнородственные патронимические группы «тобийя», которые имели собственные пастбища, мечети, святилища и свои кладбища. Наряду с этим, существовали и малые семьи («геде хизон»), состоящие из родителей и детей.
У талышей традиционно распространены многодетные семьи; считалось постыдным иметь меньше 6 детей, а 9-15 детей в семье считались нормой. Это во многом связано с обычаем, согласно которому женщина обязана рожать до тех пор, пока на свет не появится мальчик. Если женщина не родила сына, то муж ее считался вправе взять другую жену. Этот обычай служил главной причиной двоеженства у талышей.
Как и в других регионах Азербайджана, у талышей в семье существовала строгая иерархия, основанная на почитании старших. Всеми домашними, а также полевыми и хозяйственными делами руководил дед – «йола деде», а также «йола нене», т.е. бабушка. Йола деде также женил и выдавал замуж достигших совершеннолетия детей, давал имена новорожденным. У талышей традиционно предпочтение отдается бракам между близкими и дальними кровными родственниками, что объясняется большей прочностью таких браков. Хотя допустимыми считались браки и с «посторонними», даже представителями других народов, при условии мусульманского вероисповедания кандидата. Как и у многих мусульманских народов, у талышей принято жениться в относительно раннем возрасте: для юношей брачным возрастом считался 15-20-летний, для девушек даже 12-16 лет.
Талышские свадебные и похоронные обряды, празднества и семейные торжества, не считая незначительных деталей и терминологии, в целом не отличаются от азербайджанских. Обычно свадебный ритуал начинаются с обряда обмера и пошива свадебного платья для невесты – олатебрин. Этот обряд проводился очень торжественно, с раздачей собравшимся сладостей и шербета, пением и музыкой. Олатебрин продолжался иногда до недели, и в это время наряду с близкими родственниками и соседями здесь присутствовала умудренная опытом представительница семьи же- ниха – дайна, через которую семья жениха доставляла продукты для угощения гостей. В день свадьбы дайна помогала советом при одевании невесты, а спустя три дня после свадьбы участвовала в ритуале принесения воды, когда рано утром невеста, взяв кувшин из своего приданого, отправляется к роднику за водой. В ее отсутствие в доме жениха накрывают праздничный стол. Вернувшаяся с кувшином воды невеста приглашается к столу и тем самым как бы признается полноправным членом семьи. Отныне она начинает участвовать в домашней работе, во всех делах своей новой семьи. Все это ей обстоятельно разъясняет дайна, обязанности которой на этом и завершаются.
Духовная культура талышей исторически формировалась в контексте азербайджанской культуры. Специфические черты талышской культуры проявляются главным образом в народном творчестве, фольклоре, танцах и играх. В частности, песни «биджар», коллективные танцы и песни «халай», исполняемые на свадьбах, обогатили азербайджанское музыкальное искусство. Песни "биджар" и "халай" коллективно исполнялись женщинами нередко без инструментального сопровождения, с совершаемыми в такт движениями рук и прищелкиваниями. На свадьбах и других празднествах пение сопровождалось старинными ударными инструментами, из которых до наших дней дошел - "лаггути", представляющий собой подобие выдолбленного внутри деревянного ящика. На лаггути играли двумя палочками. Этот инструмент широко использовался преимущественно на свадьбах и других торжествах бедных семей.
Народные праздники и календарные обряды талышей тесно связаны с такими проявлениями хозяйственной жизни, как сев, пахота, уборка урожая, перекочевки на летовки и зимовья, заготовка кормов, а также природными явлениями – метель, снегопад, ливень, наводнение и пр. На основе накапливавшихся веками знаний об этих явлениях сформировался народный календарь, в котором месяцы и дни, а также праздничные даты получили собственные наименования. Как у ряда других народов Среднего Востока, у талышей новый год приходился на весну – 21 марта, то есть праздник Новруз. Год состоит из 4 сезонов (эвесор – весна, товостон – лето, поз – осень и зомсон - зима) и 12 месяцев. Предшествующий новому году месяц назывался "боша зомсон", существуют талышские наименования и традиционно отмечаемых по всему Азербайджану накануне праздника Новруз вторников четырех стихий – воды, огня, земли и ветра. Подобно другим мусульманским народам, талыши считали пятницу выходным днем.
В период царской России в регионе практически не было школ, если не считать нескольких, открытых Теймур беем Байрамалибековым, и поэтому подавляющее большинство талышей были неграмотны. При Азербайджанской Демократической Республике и особенно по- следующей советизации неграмотность была в короткий срок преодолена, открылись школы с преподаванием на азербайджанском и талышском языках. В настоящее время талышский язык преподается на добровольной основе в I-IV-х классах средней школы.
В настоящее время талыши играют достойную роль в различных сферах жизни Азербайджана. Среди известных представителей талышского народа следует отметить, например, председателя Управления мусульман Кавказа Аллахшукюра Пашазаде, медика Мирмамеда Джавадзаде, филолога Абульфаза Раджабли, поэтов Шекера Аслана, Мамедгусейна Даглароглу, певцов Мунавер Келентерли, Агигат Рзаеву, Гюлагу Мамедова и Джанали Акберова. Выходцы из этого региона внесли значительный вклад и в историю военного дела Азербайджана – достаточно упомянуть командира знаменитой "Дикой дивизии" Халил бека Талышинского, военного министра АДР Самед бека Мехмандарова, дважды героя Советского Союза Хази Асланова.
После обретения независимости Азербайджана среди талышей, как и многих других народов, стало расти национальное самосознание. Проявлением этого процесса явилось создание Центра талышской культуры, при котором в городах региона были учреждены фольклорные коллективы, открылись начальные школы с преподаванием на талышском языке, стала издаваться газета "Толыши садо".
1. Д.А.Кистенев. Экономический быт государственных крестьян Ленкоранского уезда Бакинской губернии. – МИЭБГКЗК, т. VII., Тиф., 1887, с. 550. 2. Г.Ф.Чурсин. Талыши (этнографические заметки). – «Изв. Кавказского историко-археологического институ- та». Т. IV, Тиф., 1926, с. 20. 3. Q.Cavadov. Azərbaycanın azsaylı xalqları və milli azlıqları. B., 2000, s. 127. 4. Q.Cavadov. Указ. раб., с. 274-286.
Газанфар Раджабли, кандидат исторических наук
|