А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь! "Квартет", И.А.Крылов
В начале февраля, реагируя на внезапно начавшуюся в стране громкую кампанию борьбы с коррупцией, Зафар Гулиев в своей статье «Метод Мюнхгаузена» писал: «Весьма любопытно, каким образом комиссия, состоящая в основном из самих коррумпированных чиновников и за все время своей бездеятельности невыявившая ни одного серьезного факта коррупции, будет бороться с этим недугом. Разве что, известным методом барона Мюнхгаузена, утверждавшего, что он собственноручно вытянул сам себя за волосы из трясины. Сумеет ли наша коррумпированная власть вытянуть сама себя, а заодно и страну из трясины коррупции? Вы верите в это?! ...
В имитационном ключе побороть коррупцию для нашей власти – раз плюнуть. В этом ключе мы уже построили демократию, ликвидировали безработицу, свели почти до нуля уровень бедности. Отрапортуем скоро и о победе над коррупцией».
Власти Азербайджана славятся в народе своей имитационной игрой в любых жанрах. Конечно сегодня нет выдающегося режиссера, прошедшего брежневскую школу фальсификаций и имитаций, но и оставшаяся "труппа" чиновников-артистов пока еще неплохо играет свои спектакли и пока еще кое-как швыряет пыль в глаза наивным и безграмотным азербайджанским "зрителям".
Единственно, чего совершенно не умеют делать наши "артисты", это имитировать демократию в случаях с митингами и открытым недовольством народных масс. Здесь они полностью запарывают спектакль и начинают драться, пускать кровь и выпускать в телеэфир и СМИ своих местных адвокатов и иностранных продюсеров.
Вот если бы они смогли научиться такому, то можно было бы их даже уважать, а так они представляют собой лишь уровень провинциального дешевого балагана. А что можно ожидать от балаганных актеров?
Когда три месяца назад в нашем балагане объявили о постановке спектакля под названием "Борьба с коррупцией", то сразу вспомнились спектакли незабвенного Г.Алиева под тем же названием. Первый спектакль он поставил, когда был назначен первым секретарем ЦК КП Азербайджана. Тогда он таким методом избавлялся от кадров предшественников, а заодно устраивал себе "пиар" радетеля и защитника народного добра и социалистической собственности. В тюрьмы в то время было заброшено большое количество чиновников.
Вторая постановка с названием "Борьба со взяточниками и коррупционерами" прошла "на ура" и транлировалась по телевидению. Этот спектакль был поставлен, когда наш выдающийся режиссер уже был президентом и защитником демократии, а также пламенным борцом против коммунизма. В это время он украшал себя почетными регалиями типа "общенациональный вождь (был даже придуман неологизм - ондерь)", "тень Аллаха на земле", "Аллах азербайджанцев" и т.п. Главные роли в этом спектакле сыграли министры Али Инсанов и Фархад Алиев. Этот спектакль был зрелищным и был обставлен просто шикарными декорациями - слитками золота, горами бриллиантов, виллами, бассейнами, причалами для яхт и прочими гламурными аксессуарами. Если бы этот спектакль был фильмом, то все "Оскары" достались бы не Дж.Кэмерону, а Г.Алиеву, а "Титаник" и "Аватар" по сравнению с ним выглядели бы просто любительскими лентами. Очень жаль, что природа, как правило, отдыхает на потомках гениев, неважно каких, добрых или злых. Да и зрители сегодня стали намного привередливее, они привыкли к более профессиональным постановкам выдающихся профессионалов, до уровня которых режиссеру и артистам балагана никогда не достигнуть.
Вся крикливая и визгливая многообещающая рекламная кампания о "не имеющих мировых аналогах" постановках не может оправдать своих затрат, потому что за ними не следует выдающихся произведений. Зритель ведь не дурак, - он все видит и все понимаент. Как говорил знаменитый мастер "Не верю!" Вот и зрители сегодня говорят: "Не верим!"
Когда начался спектакль антикоррупционной борьбы с мелкими и средними взяточниками (крупные взяточники и коррупционеры сами были членами худсовета театра), вроде бы некоторые чиновники немного занервничали и зашевелились. Но таких было очень мало и погоды они сделать не смогли. А более крупные даже с места не сдвинулись. Им было хорошо известно, что само государство построено на коррупционной, откупной основе, должности продаются и покупаются, и что государство на самом деле таковым не является, а потому и не сможет существовать, если уничтожит коррупцию, то есть самое себя. А так как коррупция никогда не начинается снизу, но всегда начинается с самого верха, то и беспокоиться не стоит.
Граждане-зрители, привыкшие уже к подобным фокусам в духе Дэвида Копперфильда, не проявиляли слишком большого внимания, а многие и просто-напросто проигнорировали все анонсы. Постановка, как и ожидалось, после нескольких спектаклей при почти пустом зале, как-то незаметно захирела и о ней перестали говорить.
Во-первых, сама идея постановки не была согласована ни с Вашингтоном, ни с Кремлем, она пришла в голову в связи с серией громких событий в арабском мире, где один за другим обрушивались диктаторские режимы, которых больше, как обычно, не поддерживали ни из Вашингтона, ни из Москвы. Больше никто не говорил, что "Сомоса - сукин сын, но он наш сукин сын!" Поэтому североафриканские диктаторы осиротели и не знали откуда им ждать помощи.
Революционные волны непохожи на морские. В море страшен девятый вал, а в революциях, наоборот, первый. Наши незадачливые горе-артисты таких вещей не знают и решили сыграть на опережение, но все получилось скомканно, экспромтом, сыро и вяло. Как и ожидалось, после первой волны "разноцветных" революций, которая заканчивается успешно, вторая была не такой мощной и диктаторы, которым посчастливилось встречать волну не под первыми номерами, быстро пришли в себя и сообразили, что и как надо предпринять, чтобы на сей раз все обошлось.
Опаснее всего было, когда волна подкатила к в Сирии, по типу режима которой построен и наш, отечественный, алиевский режим. И там и здесь власть узурпирована, и там и здесь власть передана по наследству от отца к сыну. И там и здесь власть держится только лишь на полицейской силе и не имеет никакого авторитета среди народа. Поэтому, когда волна в Сирии немного схлынула, наши артисты-имитаторы немного вздохнули, хотя на всякий случай перепроверили надежность сохранности украденных средств, укладку чемоданов и наличие авиатоплива на запасных аэродромах. Мало ли что может случится...
Поэтому вся имитационная кампания по борьбе коррупционеров с коррупционерами, то есть т.н. "автоборьба", "борьба" с самими собою являлась совершенно незрелищной. Сами представьте, выходит на ковер борец и начинает сам себя швырять на лопатки. Не глупо ли он будет выглядеть? Точно так же глупо выглядит и вся госкомиссия по борьбе с коррупцией во главе с Рамизом Мехтиевым. Вот и получается, что на самом деле было лишь пустое, ни на чем не основанное заявление И.Алиева и не было даже имитации борьбы с этой самой коррупцией.
Достаточно посмотреть в Youtube как уже после объявления этой смешной "борьбы" один из министров И.Алиева закатил свадьбу своему сыну аж за 25 млн. долларов. Причем все было сделано не просто публично, а так, чтобы об этом событии узнали все, в том числе и за рубежом. Так что плевал этот министр и на госкомиссию по борьбе, и на Рамиза Мехтиева и на самого Ильхама Алиева.
Да, поборть коррупцию и взяточничество можно, и даже не слишком сложно, и для этого не нужны никакие госкомиссии. Сталин тоже был диктатором, но у него не было никаких госкомиссий по борьбе с коррупцией.
У грузинского президента Саакашвили тоже не было никаких госкомиссий, хотя не было и имитационного балагана.
Но этим властям во главе с Ильхамом Алиевым с коррупцией никогда не справиться, и напрасно они устраивают этот балаганный спектакль. Просто пусть честно сознаются, что идут по советскому пути Гейдара Алиева, который и тогда был до мозга костей коррумпирован, но в условиях социализма все умели подпрыгивать на стульях, изображая, будто бы едут в поезде, который годами не сдвигался с места. Эта команда другого больше ничего не умеет, она только имитирует движение вагона, как в советском анекдоте застойного периода.
И никто из этой команды никогда ничего для государства и народа сделать не сможет, да и не захочет. Вот почему Театр имени Ондера обречен, он не отвечает требованиям времени, поэтому в нем вихую сыграли команду "отбой" этой глупой комедии под назаванием "Борьба с коррупцией".
Азербайджанские зрители ошиблись, никаких перемен не будет, потому что эта команда - застойная и умеет только имитировать. Они - балаганные артисты, а не политики и никогда не были политиками, потому что в Советском Союзе политикой занимались не в Баку и Азербайджане, а в Кремле, а этих балаганщиков и билетных воришек туда даже близко не подпускали. Для управлением государством важен не советский опыт чиновного жулья, а просто чистые руки и совесть, тогда и не будет коррупции. Смотрите не вверх, на сцену балагана, а рядом с собой. Необязательно выискивать лоснящегося и хамоватого чиновника, просто научитесь видеть честных людей и ценить их качества... В этом и заключается весь секрет любой успешной государственности.
Сахават Сайд-Джамоли, специально для TALISH.ORG
|