У египетского президента есть деньги в британских и швейцарских банках, а также недвижимость в Британии и США. По данным экспертов по Ближнему Востоку, состояние семьи президента Хосни Мубарака может достигать 70 миллиардов долларов (43,5 миллиарда фунтов). Большая его часть находится в британских или швейцарских банках или вложена в недвижимость в Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, а также в дорогостоящие земельные участки на побережье Красного моря.
Проведя три десятилетия в президентском кресле и до этого еще много лет на высоких военных постах, Мубарак имел доступ к инвестиционным сделкам, прибыль от которых составляла сотни миллионов. Большая часть этих средств была выведена за рубеж и размещена на тайных банковских счетах или вложена в дорогие дома и отели.
По данным, опубликованным в прошлом году арабской газетой Al Khabar, Мубарак владеет недвижимостью на Манхэттене и домами в Беверли-Хиллз на престижной улице Родео-Драйв.
Его сыновья Гамаль и Алаа – также миллиардеры. Акция протеста у роскошного дома Гамаля, расположенного в центральном лондонском районе Белгравия по адресу Уилтон-Плейс, 28, привлекла внимание публики к пристрастию президентской семьи к дорогой западной недвижимости.
Профессор политологии Принстонского университета Амани Джамал (Amaney Jamal) считает, что оценка в 40-70 миллиардов долларов означает, что состояние Мубарака сравнимо с огромными богатствами лидеров стран Персидского залива.
«Обогащаться ему позволяли деловые предприятия, связанные с его военной и правительственной службой, - заявила она журналистам ABC. – При его режиме было много коррупции, и общественные ресурсы часто использовались ради личной выгоды».
«Это обычная модель для ближневосточных диктаторов, опасающихся лишиться состояния при смене власти и строящих планы на этот случай». По сведениям Al Khabar, семейство Мубараков держало большую часть своих денег в швейцарском банке UBS, в Bank of Scotland и в Lloyds Banking Group, хотя возможно, что эта информация устарела, по меньшей мере, на десять лет.
О том, как именно Мубараки нажили свои богатства, и где точно они находятся сейчас, известно мало.
Специалист по ближневосточной политике Кристофер Дэвидсон (Christopher Davidson), профессор Даремского университета, полагает, что Мубарак, его жена Сюзанна и двое его сыновей могли разбогатеть благодаря деловым связям президента с иностранными инвесторами и компаниями, восходящим ко временам его службы в армии, высокое положение в которой давало Мубараку возможность использовать к своей выгоде корпоративную коррупцию.
По его словам, в большинстве стран Персидского залива иностранцы должны уступать местным партнерам 51% в новых проектах. В Египте обычно речь идет, скорее, о 20%, однако это все равно обеспечивает политикам и их союзникам из армии источник огромных прибылей без первоначальных затрат и при низком риске.
«Почти любому проекту нужна такая поддержка, а положение Мубарака позволяло ему выбирать любые понравившиеся предложения», - утверждает он.
«Большая часть этих денег лежит на швейцарских банковских счетах или вложена в лондонскую недвижимость. Так обычно поступают ближневосточные лидеры, и у нас нет причин полагать, что Мубарак выбрал что-то другое. Дом Гамаля на Уильтон-Плейс, скорее всего, - только верхушка айсберга».
Al Khabar перечислила ряд крупных западных компаний, которые благодаря партнерству с семейством Мубараков, получали примерно по 15 миллионов долларов прибыли в год. Аладдин Эль-Аасар (Aladdin Elaasar), автор книги «Последний фараон: Мубарак и туманное будущее Египта в эпоху Обамы» («The Last Pharaoh: Mubarak and the Uncertain Future of Egypt in the Obama Age»), утверждает, что Мубаракам принадлежат несколько резиденций в Египте, часть которых была унаследована от предыдущих президентов или от короля, а часть приобретена Хосни Мубараком.
Дополнительным источником обогащения семьи Мубараков служат отели и земля вокруг курорта Шарм-эль-Шейх.
("The Guardian", Великобритания)
|