МОСКВА — Министры иностранных дел Азербайджана, Армении и России встретились за закрытыми дверями в субботу, в то время как международные посредники усилили давление с целью достижения прорыва в длительном конфликте по поводу спорной территории Нагорного Карабаха. Аналитики говорят, что встреча на уровне президентов, запланированная на 25 июня, это лучшая возможность за все годы выйти из тупика по вопросу территории — армянского анклава, который стремился вырваться из Азербайджана в конце советского периода. Импульс в значительной степени был подан президентом Дмитрием Медведевым, который приложил усилия и использовал свою репутацию для разрешении спора.
Цель России на встрече в российском городе Казань в конце июня — убедить стороны согласиться с набором «базовых принципов», выработанных в ходе переговоров более пяти лет назад, сказал Александр Лукашевич, официальный представитель МИД России. Он сказал, что международные посредники — Россия, Франция и Соединенные Штаты — четко заявили о безотлагательности соглашения.
Министры иностранных дел не сделали никаких заявлений после встречи в субботу, но в пятницу главный помощник президента Азербайджана сказал, что есть «большие надежды» на переговоры в Казани. Заявления из Армении были более осторожными, хотя министр иностранных дел страны заявил в четверг, что «будет возможно достижение ожидаемого прогресса, если Азербайджан также даст свое согласие», сообщили службы новостей.
Страсти по Нагорному Карабаху накалились в Азербайджане и Армении до такой степени, что лидеры обеих стран сильно рискуют, если будет выглядеть так, что они уступили территорию, сказал Томас де Ваал (Thomas de Waal), специалист по Кавказу из вашингтонского Фонда Карнеги. Рамочное соглашение на базе основных принципов позволило бы возвратиться тысячам азербайджанцев, изгнанным с территории в ходе шестилетней войны, которая закончилась прекращением огня в 1994 году, и президент Армении должен убедить свой народ, что живущие там этнические армяне не будут находиться в опасности. И так как согласно соглашению Нагорному Карабаху предоставляется промежуточный статус самоуправления, президент Азербайджана должен показать, что он не ставит под угрозу территориальную целостность.
«Опасность момента в том, что на поле брани ничего не происходит, лидеры высунулись из окопов и смотрят, а внутренняя оппозиция обстреливает ракетами обоих», — сказал г-н де Ваал. Особенно важно, сказал он, чтобы за любым соглашением последовал ощутимый прогресс.
Десятки тысяч людей были убиты на войне, и более миллиона человек, большинство из которых азербайджанцы, стали беженцами. Армения говорит, что она вынуждена была контролировать широкую буферную зону для защиты этнических армян в анклаве, но откажется от этого в обмен на соответствующие гарантии.
Азербайджан, который обладает огромными запасами нефти, увеличил свои военные расходы более чем на 3 миллиарда долларов в год и предупредил, что готов воевать, если переговоры окончатся неудачей.
Ричард Гирагосян, армянский аналитик из Еревана, сказал, что на встрече в Казани вряд ли удастся достичь прорыва. Первоначально сторонам должны были представить одностраничный документ об отказе от применения силы, сказал он. Эта цель была заменена более амбициозной — одобрить основные принципы, а это, говорит он, нереально.
«Обе стороны слишком далеки друг от друга, и нет политической воли, — сказал г-н Гирагосян, директор Центра региональных исследований. — Когда я был в правительстве США, я работал на переговорах в Мадриде между палестинцами и израильтянами, и эти стали почти такими же неразрешимыми».
The New York Times, США
|