Аккуратно отремонтированная школа в поселке Дыгыах под городом Ленкорань в Азербайджане символизирует собой наступившие благодаря энергетическому буму изобильные времена. Одно, однако, остается неизменным: в поселке, население которого почти целиком составляют талыши – персоговорящее национальное меньшинство – обучение в школах полностью ведется на государственном языке республики, а именно на азербайджанском.
По официальным данным, талышей в Азербайджане насчитывается 70 тысяч человек, некоторые же эксперты полагают, что это количество достигает 500 тысяч. Как бы то ни было, Ленкоранский, Астаринский и Лерикский районы на юго-востоке республики являются районами компактного проживания этой народности, немало представителей которой проживает также в столице страны Баку. Однако ситуация в школах районов компактного проживания талышей сходна с той, что наблюдается в Дыгыахе, где не ведется практически никакого обучения на талышском языке.
Азербайджан присоединился к Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств, предусматривающей защиту прав этнических меньшинств. Между тем законодательство Азербайджана гарантирует максимум два часа в неделю факультативного изучения в школах талышского языка. Но и это положение по большей части не исполняется из-за серьезного дефицита преподавательских кадров и дидактических материалов.
Та же ситуация наблюдается и в плане продвижения талышской культуры. Дважды в неделю государственный телерадиоканал «Араз» транслирует 15-минутную программу на талышском языке, однако по словам азербайджанского эксперта Арифа Юнуса, мало кто из талышей знает о существовании этой программы и еще меньше слушают ее. Помимо всего прочего, тираж единственной газеты на талышском языке, «Толыши садо» («Голос талыша»), насчитывает всего пару сотен экземпляров, а ее издание не обходится без бдительного контроля со стороны властей.
Бывший главный редактор газеты, Новрузали Мамедов, был арестован в 2007 году по обвинению в сепаратизме после публикации довольно безобидной статьи об истории талышского народа. Мамедов скончался в заточении, отбывая 15-летний приговор. Правозащитники называют его дело политически мотивированным. А в июне этого года был взят под стражу его преемник на данном посту, Гилал Мамедов, по обвинению в государственной измене и шпионаже в пользу Ирана.
Пока эти события не вызвали серьезных акций протеста среди талышского населения. Талыши в целом считаются самым интегрированным из азербайджанских меньшинств. Как и азербайджанцы, большинство из них являются последователями шиитской ветви ислама, и уровень смешанных браков среди них очень высок. В результате культурная и национальная самобытность этого народа зачастую отличается большой подвижностью. В настоящее время талышей, похоже, больше волнуют социально-экономические проблемы, нежели вопрос национальной самобытности. Правда, на волне ареста Гигала Мамедова такая ситуация может и измениться.
Наступление на сторонников талышей пришлось на времена повышенной нетерпимости властей по отношению к инакомыслию и активной гражданской позиции в целом. По завершению песенного конкурса «Евровидение» президент Ильхам Алиев выступил с рядом угрожающих замечаний в адрес видных представителей гражданского общества, журналистов, блоггеров и правозащитников за «очернение имиджа страны» в глазах международного сообщества. Дело Гилала Мамедова стало грозным сигналом для других нацменьшинств, особенно лезгин, проживающих преимущественно на севере Азербайджана в районах, примыкающих к российской автономной республике Дагестан.
Что же до талышей, то на взгляд ряда обозревателей, политика администрации Алиева может в итоге спровоцировать всплеск сепаратистских настроений там, где раньше не было никаких проблем. Арест и гибель в заключении Новрузали Мамедова, а также помещение под стражу Гилала Мамедова устранили с политической сцены двух видных сторонников умеренного подхода. Оба Мамедова последовательно отвергали сепаратизм и выступали за отстаивание прав национальных меньшинств в процессе демократизации азербайджанского общества. Их насильственное устранение может способствовать активизации талышских активистов более радикального толка, особенно проживающих за рубежом, главным образом на территории Западной Европы и Канады.
Существует вероятность, что прослеживаемая у властей упорная тенденция связывать деятельность талышских активистов с поддерживаемым Ираном сепаратизмом может стать самосбывающимся пророчеством. Иран давно стремится сформировать дружественные себе общины на территории Азербайджана, и такое близкое в этническом отношении нацменьшинство, как талыши, представляет собой один из очевидных в этом отношении ориентиров. Правда, особой привязанности между преимущественно светскими активистами талышей и Исламской Республикой Иран, осуществляющей дискриминацию собственных нацменьшинств, включая тех же талышей, не имеется.
К примеру, в подкреплении своих обвинений в сепаратизме в отношении Гилала Мамедова власти Баку ссылаются на его контакты с Али Абдоли – иранским гражданином талышского происхождения. Абсурдность этих обвинений заключается в том, что Адболи сам является решительным оппонентом исламистского режима Ирана. Однако те репрессии, которыми отвечают власти на относительно скромные притязания талышских активистов, а также то безразличие, с которым относится ко всему этому Запад, ставящий во главу угла сотрудничество с Азербайджаном в сфере безопасности и энергоресурсов, создадут ситуацию, когда талышам, возможно, будет некуда больше обратиться за поддержкой, кроме как к Ирану.
А ведь администрации Алиева не составило бы труда осчастливить талышей. Все, что для этого нужно – это исполнять свое собственное законодательство и международные обязательства, особенно в части, касающейся Конвенции Совета Европы о защите прав национальных меньшинств. Право, это небольшая плата за гарантию долгосрочной социальной стабильности в пограничных с Ираном районах Азербайджана.
Эльдар Мамедов http://russian.eurasianet.org
От редактора: Эльдар Мамедов является политическим советником социал-демократической фракции Европарламента. Мнения, высказанные в данной статье, являются взглядами самого Эльдара Мамедова.
|