Bölümlər

Талыш xəbərləri
Azərbaycan
İran
Dünyada
Голос Талыша
Müsahibə
İnsan hüquqları
Beynəlxalq hüquq
Talış dili və ədəbiyyatı
Talış incəsənəti
Talış tarixi
Şəxsiyyətlər
Bizim kitabxana
Təbabət
İdman
Onlayn TV
Karikaturalar

Голос Талыша


Известные события, произошедшие с моей семьей за последние годы, всколыхнули нашу жизнь до основания.

Axtarış

Tolışi xəbon

Xıdo rəhmətkə Əli Rzayevi... 
Fərzəndon 
Bastari musibət (aktual hukayət) 
Bə çəmə alimə zoon afərin bıbu 
Aydın müəllimi de şair Xilqəti musahibə 
Çı mardə odəmi nomi bə jurnali redaksiyə heyət çokonə dənəmon? 
Tolışi mətbuat tarixədə tojə cən - "Aləm" jurnal çapo beşə 
Xatirə ruşnədə dili söhbət (6) 
Xatirə ruşnədə dili söhbət (5) 
Xatirə ruşnədə dili söhbət (4) 
Xatirə ruşnədə dili söhbət (3) 
"KUL" sıxani mənon 
Xatirə ruşnədə dıli sohbət (2) 
Xatirə ruşnədə dıli sohbət 
“Honi çəşmə"ro vəsə 
ÇE? ÇI? 
Əv kiye? 
Şahmirzə Tolışəxun - 60 
Tolışi talantə şair Şamirzə TOLIŞƏXUN (10.07.1955 - 18.11.2014) 
Tolışi talantə şair Şamirzə TOLIŞƏXUN (10.07.1955 - 18.11.2014) 
Baləddin VEŞO şeronədə pencli janr 
De şair Baləddin VEŞO müsahibə 

Top

Talış xalqı Azərbaycanda yarımkölə şəraitində yaşayır
Новрузали Мамедов
Марьям МАММАДОВА. Трагедия одной семьи. 2013
ГИЛАЛ МАМЕДОВ на свабоде!
Talış dilinin hazırkı durumu ilə bağlı Azərbaycan Talışların İctimai Şurasının MÖVQE SƏNƏDİ

Statistika

Главная » 2014 » Сентябрь » 13 » А был ли мальчик?
21:31
А был ли мальчик?

 

«Граждане Азербайджанской Республики обладают правом критиковать деятельность или работу государственных органов, их должностных лиц…» 

Статья 57 Конституции Азербайджанской Республики

На днях в Насиминском районном суде началось слушание по частному обвинению министра внутренних дел Рамиля Усубова против Эльданиза Гулиева.

По утверждению замглавы пресс-службы МВД Э.Захидова, основанием для выдвижения такого обвинения послужило публичное обращение Э.Гулиева к министру внутренних дел страны, в котором «было допущено оскорбление всей азербайджанской полиции, ее чести и достоинства, а также деловой репутации» (haqqin.az/news, 2 сентября с.г.).

Изучив обращение Э.Гулиева (оно опубликовано 20 августа с.г. на moderator.az) и проанализировав его содержание, у меня сложилось впечатление, что кто-то, то ли сознательно, то ли вследствие слабых правовых познаний, подставил министра внутренних дел страны.

Такая оценка начавшейся  судебной тяжбы между двумя уважаемыми в обществе аксакалами базируется на следующих правовых императивах:

1. Автор текста частного обвинения не принял во внимание, что уголовная ответственность за клевету и оскорбление наступает лишь в том случае, если те или иные публичные высказывания восприняты конкретным физическим лицом как умышленные клеветнические измышления или выраженные в неприличной форме оскорбительные высказывания лично в его адрес, а не в адрес «всей азербайджанской полиции, ее чести и достоинства, а также деловой репутации», как это указывает представитель МВД. 

Обращаясь в суд с частным обвинением, руководство МВД не учло  и тот факт, что Э.Гулиев в своем обращении акцентирует внимание министра внутренних дел на недостатках в повседневной работе отдельных структурных подразделений органов внутренних дел страны. При этом в  своем обращении он неоднократно использует словосочетания «некоторые сотрудники дорожной полиции» («yol polis əməkdaşlarının bir çoxu»), «такие полицейские» («belə polislər»).

Иными словами, словесная композиция текста обращения свидетельствует, что высказанные в нем критические замечания в адрес органов внутренних дел, в том числе и имеющие негативную экспрессивную окраску, не носят персонифицированный характер и не выходят за пределы правового поля.

Это дает основание сделать вывод, что в обращении не содержатся  клеветнические измышления, порочащие честь и достоинство конкретного сотрудника полиции.

Что же касается утверждений Э.Гулиева о том, что некоторые полицейские порой демонстрируют крайне низкий интеллект, убогую культуру, берут взятки, беспардонно хамят гражданам, выглядят крайне неряшливо и т.д., то это не оскорбление, а, увы, горькая реальность. И об этом пишет не только Э.Гулиев, но и многие отечественные СМИ.

Поэтому высказывания Э.Гулиева: «Yol polis əməkdaşlarının bir çoxu ən əsas keyfiyyətdən-mədəniyyətdən və etik davranış qaydalarından məhrumdular», - необходимо рассматривать не сквозь призму невротичного мышления, а как данность, утвердившуюся  в повседневной деятельности отдельных блюстителей общественного порядка.

Не секрет и тот факт, что о недостойном поведение отдельных сотрудников полиции известно и непосредственно руководителю МВД. Об этом, в частности, свидетельствуют подписанные им в последние годы многочисленные приказы об увольнении из органов внутренних дел по дискредитирующим основаниям сотрудников полиции.

2. Другой ахиллесовой пятой поданного Р.Усубовым частного обвинения видится в том, что в нем заявитель утверждает, будто  Э.Гулиев оклеветал и оскорбил не его лично, а «всю азербайджанскую полицию, ее честь и достоинство, а также деловую репутацию». 

В этой связи надо отметить, что в уголовном судопроизводстве каждый потерпевший (за исключением некоторых категорий лиц, к примеру, несовершеннолетних) должен, как правило, лично обращаться в органы уголовной юстиции за защитой своих попранных прав. Если вместо него это делает другой человек (например, представитель, адвокат), то он должен представить суду соответствующую нотариально заверенную доверенность или ордер, уполномочивающий его защищать интересы потерпевшего в уголовном судопроизводстве по делам частного обвинения.

Из этой правовой парадигмы следует, что г-н Р.Усубов, хотя он и министр, генерал-полковник и руководит многотысячным коллективом МВД,  тем не менее, не обладает правом от имени всех своих сотрудников обращаться в суд с частным обвинением, так как институт обобщенного потерпевшего пока что не известен нашему уголовно-процессуальному законодательству.

Если уважаемый Рамиль муаллим так уж хотел лично или через своего представителя отстаивать в суде права своих сотрудников, подвергшихся, по его мнению, публичным оскорблениям и клеветническим измышлениям, то для этого он должен был предварительно взять у каждого сотрудника  полиции, считающего публикацию Э.Гулиева личным оскорблением и клеветой, нотариально заверенную доверенность на право выдвигать частное обвинение  и выступать в суде от их имени.

Логика такого требования законодателя проста: во-первых, «клевета» и «оскорбление» оценочные понятия, в силу чего они воспринимаются каждым человеком по-разному, с учетом различных обстоятельств, обусловленных образованием, мировоззрением, ценностными установками, характером, социальным положением и т.д.

Во-вторых, в рассматриваемом случае никто не может исключить возможность широкой  вариации субъективных оценок сотрудников полиции по рассматриваемому вопросу. Так, вполне реальна ситуация, когда одни полицейские сочтут публикацию Э.Гулиева личным оскорблением, другие - клеветой, третьи – как оскорблением, так и  клеветой, четвертые не обратят на это внимание и т.д.  

Учитывая это, как и ряд иных жизненных обстоятельств, закон обязывает суд в рассматриваемом нами случае индивидуально выяснять позицию каждого сотрудника полиции, от имени которого министр обратился в суд с частным обвинением.  

Как мне известно, такие доверенности от сотрудников полиции не были истребованы и представлены в суд вместе с заявлением министра о возбуждении частного обвинения.

Следовательно, Насиминский районный суд не вправе был принимать в свое производство  вышеуказанное заявление  Р. Усубова.

3. В Уголовном кодексе нашей страны под клеветой и оскорблением подразумеваются только умышленные деяния, виновный в которых целенаправленно распространяет заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию (клевета), или сознательно унижает честь и достоинство другого лица в неприличной форме в своем публичном выступлении (оскорбление).

Если руководствоваться духом и буквой этих законодательных дефиниций, то тогда мы должны признать, что в тексте анализируемого обращения Э.Гулиева нет неприличных (нецензурных, унизительных, оскорбительных) терминов или откровенно циничных, противоречащих  нормам нравственности и морали высказываний, унижающих честь и достоинство сотрудников полиции.

Несколько слов относительно утверждения Э.Гулиева о том, что отдельные полицейские порой больше походят на похитителей крупнорогатого скота, чем на благовоспитанного блюстителя порядка («daha çox mal oğrusunu xatırladan polis formalı, elementar mədəniyyətdən kənar robot-kobud polislər»).

Действительно, автор в своем обращении использовал ряд достаточно хлестких выражений. Но они не выходят за рамки правового поля, так как: во-первых, они носят предположительно-образный смысл и адресованы не персонифицированному кругу лиц. В силу этого их нельзя квалифицировать как клевету или же оскорбление сотрудника полиции.

Во-вторых, образное сравнение внешности одного человека с другим, если даже этот другой по жизни является «нехорошим человеком», - общепринятый  в среде творческой и научной интеллигенции ассоциативный прием, аллюзия, широко применяемая в процессе формирования словесной структуры печатной продукции, ее тональности, эмоциональной окраски и т.д.

Поэтому в образном сравнении отдельных нерадивых полицейских с похитителями скота нет ничего предосудительного, если, конечно, сами воры не будут протестовать против такого сравнения.

5. И последнее. В МВД, оценивая публикацию Э.Гулиева, не было принято во внимание, что обращение написано в эпистолярном жанре, его содержание имеет четкую внутреннюю логику и конкретное  целеполагание. Поэтому если вникнуть в суть этих лингвистических и психологических тонкостей композиции текста, то станет очевидным, что это обращение, своеобразный Манифест и его нельзя расценивать как инсинуацию или пасквиль, посредством которых автор стремился очернить органы внутренних дел или выставить их перед общественностью в крайне неприглядном виде и т.д.

Чтобы в этом убедиться, требуется лишь одно - без гнева и пристрастия внимательно прочитать этот горький, как полынь Манифест. И тогда читатель непременно убедится, что его автор стремился достучаться до верхов, довести до них  те вопиющие безобразия, которые, увы, наблюдаются в деятельности отдельных полицейских, от контакта с которыми порой не только кровь застывает в жилах, но и пламя возгорается в душе…

Вот в чем лейтмотив обращения г-на Э.Гулиева к руководству МВД…

 

Ханлар Аликперов,

доктор юридических наук,

профессор.

Баку, 11 сентября 2014 г.

contact.az

 

Категория: İnsan hüquqları | Просмотров: 2120 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Sayta giriş

Xəbər xətti

ATİŞ-in Milli azlıqların müdafiəsi haqqında çərçivə Sazişi ilə bağlı hesabatı 
Talış xalqı Azərbaycanda yarımkölə şəraitində yaşayır 
Milli azlıqlarla bağlı Avropa Şurasından Azərbaycana tövsiyələr verilib 
Azərbaycan Talışların İctimai Şurasının Azərbaycan ictimaiyyətinə MÜRACİƏTİ 
Prominent Talysh activist dies in prison in Azerbaijan 
Talış dilinin hazırkı durumu ilə bağlı Azərbaycan Talışların İctimai Şurasının MÖVQE SƏNƏDİ 
ŞİMON! 
Ази Асланов - Генерал Шимон (Генерал Вперед) 
СКАЖИ СВОЕ ИМЯ, ТАЛЫШ 
Zülfüqar Əhmədzadə: Azərbaycan milli ədəbiyyatının  tərəqqipərvər siması 
No free speech for ethnic minority 
Avropa Şurası: Azərbaycanda etnik azlıqların hüquqları ilə bağlı qanunvericilik yoxdur 
''Hökumət milli azlıqların mətbuatına dəstək vermir'' 
Azərbaycan Respublikasının Prezidentinə açıq məktub 
Masallı rayonun Kubın kəndi və onun ətraf toponimləri 
Atam Vəkil DADAŞOV əsil dövlət adamı idi 
Mətləb Pero Dadaşov həbsindən yazır (III yazı) 
Mətləb Pero Dadaşov necə həbs edilməsindən yazır (II yazı) 
Mətləb Pero Dadaşov necə həbs edilməsindən yazır 
ƏHƏD MUXTAR-80 
Ahoşta (Əhoşte) 
Müəllim zindanda da müəllimdir... 
Б.В.Миллер. Талышские тексты 
Talış dilində ü/u səsi 
Allahverdi BAYRAMİ. ĞƏLİZƏXUN (2 pərdəynə 7 şiklinə pyes) 
Allahverdi BAYRAMİ. ƏMONƏT ( İ pərdəninə 3 şəkilinə pyes) 
Rusiya talış ictimai təşkilatları 1993-cü ildə Talışda baş verən hadisələrin 24 illiyini qeyd etməyə hazırlaşır 
ŞİRİN YALAN, YOXSA ACI HƏQİQƏT? 
DIZDİPOK 
Свадьба – Способ Сохранения Талышского Языка 
Talış dilindəki sözlərin təbii xüsusiyyətləri 
Hilal Məmmədov Eldəniz Quliyevi təbrik edib 
Талыши хотят читать, писать и смотреть на родном языке 
Hilal Məmmədov: "Hakimiyyət istəyir ki, bütün sosial və etnik qruplar arasında qarşılıqlı etimadsızlıq mühiti olsun" 
Əli Nasir - Talışın Firdovsisi 
Талышское слово «cо» (двор) в виде морфемы в современных индоевропейских языках 
Talışın əbədiyanar məşəli 
Новрузали Мамедов – 75 (Novruzəli Məmmədov – 75) 
Это не трагедия одной семьи, а трагедия нашей страны, нашей Родины! 
К юбилею Светланы Алексеевны Ганнушкиной! 
Hilal Məmmədov İsa Qəmbəri 60 illik yubleyi münasibətilə təbrik edib 
Xərçəngin dərmanı tapılıb 
Azərbaycan höküməti TALISH.ORG saytına girişi dayandırıb 
“Elçibəyə acıqlandım, məndən üzr istədi” – Zərdüşt Əlizadə ilə QALMAQALLI MÜSAHİBƏ 
“Tolışon Sədo” qəzetinin əməkdaşı Azər Kazımzadə saxlanılıb 
ƏLİ NASİR əbədi haqq dünyasına qovuşdu 
Bəşərə də Allahdan bəla gəldi 
İrana ərzaq almağa gedən Astara gömrükdəki basabasda öldü 
Müqəddəs Kəbə ziyarəti, dələdüzlar, etnik mənsubiyyətə görə təhqir və 27 dövlət xadimli redaksiya heyəti 
Talışlar 
Ко дню рождения Л.А.Пирейко 
Ümid yenə də talışlaradı! 
Çılə Şəv-iniz mübarək! 
General-mayor Vahid Musayev haqqında polkovnik Isa Sadikov yazır 
"Talışsansa, məhv edib qanını da batırarlar 
Avropanın axırıncı pələngi Talış dağlarında 
Talış Mədəniyyət Mərkəzi İdarə Heyyətinin üzvü müraciət yayıb 
Xalqımız dözümlü xalqdır, DÖZƏRİK! 
“Talışam, lakin, qanım Elçibəyin qanı ilə eynidir” – TARİXİ VİDEO 
Türkün misalı! 
“Səadət taleyin biçdiyi dondur” 
Mirəziz Seyidzadənin (ƏZİZ PÜNHAN) “Divan”ında (Bakı-2008, 473 səh.) dini-uxrəvi məsələlərin yeri 
Qaraciyərin yenilənməsi və serrozun müalicəsi resepti 
Faiq Ağayev Rəşid Behbudovdan sonra bunu ilk dəfə etdi - VİDEO 
Ata və oğul: Ruhullah və Məhəmmədəli - hər ikisi siyasi məhbus